Сила в простоте, или Почему меньше передач – лучше

22 декабря 2018 г.
  • 7 мин.

Мы честно говорим о качестве. Мы раскрываем немецкую родословную нашей продукции.

Рассказываем о том, как работает трансмиссия и почему не всегда самое дорогое – самое правильное.

Первые велосипеды имели всего одну передачу, причем ведущее колесо приводилось непосредственно с педалей велосипеда — они были приделаны к колесу. Наверное, вы помните эти велосипеды по картинкам в Интернете, их еще называли «пауками». Громадное колесо им нужно было для того, чтобы велосипед мог развивать хоть какую-нибудь приличную скорость (а также для стабильности при движении и легкости наката на неровности дороги).


Картинка иллюстрирует, как работает велосипедная цепь — благодаря своей боковой податливости она может переходить с одной звезды на другую в широком диапазоне.

Эпоха маунтинбайка: больше значит лучше

До появления первых маунтинбайков (примерно в 80-е годы прошлого века) достаточным для велосипеда считалось 4-5 передач. Этого вполне хватало, чтобы обеспечить дорожному велосипеду возможность забираться в горки и быстро ехать по прямой. Однако мир горных велосипедов все изменил. Тяжелое бездорожье, крутые подъемы и головокружительные спуски потребовали увеличения числа передач. Поэтому вскоре, с подачи компаний Suntour и Shimano в качестве стандарта трансмиссии для маунтинбайка утвердилась 18-скоростная система. Она состояла из трех ведущих звезд (смонтированных в один блок с шатунами и педалями), шести ведомых (на заднем колесе), двух переключателей (соответственно переднего и заднего) и управляющих шифтеров на руле велосипеда.


Если количество ведущих звезд в маунтинбайках стабилизировалось на числе 3, то количество ведомых звезд заднего колеса все увеличивалось, пока не достигло 10. И это — не предел…

Постепенно количество передач только нарастало. Появились 21-, потом 24-, 27- и даже 30-скоростные трансмиссии. Как вы уже понимаете, количество ведущих звезд не менялось, лишь добавлялись ведомые звезды — вплоть до 10 шт. на заднем колесе. По факту, это был предел работы классического заднего переключателя, ведь ему теперь приходилось перебрасывать цепь с огромным изменением передаточного числа — с маленькой 11-зубой звездочки на огромную 36-зубую. Сделать трансмиссию с еще большей емкостью (и соответственно числом передач) в существующей технологической парадигме было уже крайне сложно.

Новая эра: меньше — лучше!

Все изменилось, когда компания SRAM представила новую, прорывную трансмиссию с 11 ведомыми звездами. Передаточное отношение одного только заднего блока звезд расширилось настолько, что это позволило полностью отказаться от переднего переключателя! Теперь всеми переключениями стал ведать один только задний переключатель — и это благотворно повлияло на качество езды. Известно, что из-за специфики движения цепи задний переключатель работает в более щадящих условиях — он перекидывает цепь, цепляя ее снизу за «провисшую», не нагруженную ее ветку. В то время как передний переключатель вынужден цеплять цепь за натянутую силой педалирования верхнюю ветвь.


Отказ от переднего переключателя и использование огромного 11-звездного блока ведущих звезд открыл новое течение в производстве велосипедных трансмиссий.

Даешь дюжину!

Простая математика показывает, что новейшая 11-скоростная трасмиссия типа 1х11 имеет диапазон передаточных отношений, равный 420%. То есть райдер может менять передачи, передаточное отношение которых изменяется более, чем в четыре раза. В то же время известно, что классическая 30-скоростная трансмиссия имеет диапазон более 7. Неужели новинка в этом проигрывает?

И да, и нет. Дело в том, что 30-скоростная классика имеет избыточный диапазон передаточных отношений, что много раз подтверждалось в реальных условиях эксплуатации. Поэтому более консервативная компания Shimano концентрируется на выпуске топовых 20-скоростных вариантов (2х10), а там диапазон, в зависимости от вариантов звезд, колеблется от 6 до 6,8. Это и есть «золотая середина». Но решение от Shimano, напомним, по-прежнему использует передний переключатель!


Новейшая трансмиссия SRAM Eagle имеет в своем составе просто монструозный 12-скоростной блок звезд на заднем колесе. И мы не уверены, что 13-скоростная система не тестируется в настоящее время.

И вот, конкуренты из SRAM делают финальный маркетинговый ход и представляют… 12-скоростную трансмиссию Eagle! Она опять основана на отсутствии переднего переключателя, а блок задних звезд приобрел просто огромные размеры — большая звезда теперь 50-зубая (почти в полтора раза больше, чем «классическая» передняя звезда трансмиссии 3х10)! Суммарный диапазон передаточных числе таким образом вырос до 5,0, и это уже совершенно достаточный уровень для использования в любых условиях.

Так что лучше, больше или меньше?

Безусловно, отказ от переднего переключателя — это то, куда должен двигаться маунтинбайк. Поэтому подход SRAM, на наш взгляд, более интересен с позиции удобства эксплуатации. С другой стороны, технологическая мощь японского концерна Shimano, до сих пор использующего 11-скоростные системы, нельзя недооценивать: качество работы топовых трансмиссий 2х11 и 3х11 — безукоризненное.

Поэтому сложно сказать, какой подход однозначно лучший. Главное, что в битве конструкторских школ не угасают страсти, а значит, конкуренция продолжится. Для нас, простых покупателей, это означает снижение цен на более доступные решения. В конце концов, классика 3х9 (что от Shimano, что от SRAM) до сих пор в ходу, и работает она просто восхитительно.


GREEN VERTEX оснащен проверенной временем, надежнейшей, износостойкой и стабильной 27-скоростной трансмиссией Shimano Deore — настоящим произведением технологического искусства.

Также будет интересно

Культ маунтинбайка, или Почему горный велосипед самый популярный. Реалии российской действительности. Что придет на замену маунтинбайку в будущем?