Культ маунтинбайка, или Почему горный велосипед самый популярный

22 декабря 2018 г.

Реалии российской действительности. Что придет на замену маунтинбайку в будущем?

Самые популярные велосипеды в России — горные. Ну и все их разновидности, коим нет числа — прогулочные маунтинбайки, трейловые, даже есть такой класс байков, как городские горные. Это что-то типа современных автомобильных реалий: рынок на 45% занят кроссоверами, то есть машинами на стыке жанров, дорожного и внедорожного.

Почему? Ответ очевиден. Эти велосипеды самые универсальные. Поставил «лысые» городские покрышки — и вот тебе городской байк. Вернул обратно «злые» внедорожные — и можно уезжать в пампасы, месить грязь. Держать же дома два разных велосипеда? Увлеченные велосипедисты так и делают. У автора этой заметки одно время дома было шесть велосипедов — и все совершенно разные!



Сравните эти велосипеды: казалось бы, ничего общего! Между тем, они вполне могут стоять рядышком, в квартире одного и того же увлеченного велосипедиста.

Не верите? Загибайте пальцы: 1. Кросс-кантрийный гоночный хардтейл для коротких соревнований; 2. Кросс-кантрийный двухподвес для длинных марафонов или гонок по сильно неровным трассам; 3. Городской коммъютер с планетарной втулкой; 4. Кроссовый ригид на титановой раме и с узкими внедорожными покрышками; 5. Трейловый двухподвес для агрессивного катания в парках; 6. Карбоновый шоссейный снаряд для длинных выездов за город.

Но таких, как я — меньшинство. Большая же часть велосипедистов ограничивается одним единственным велосипедом на человека в семье. Так каким же он должен быть? И грядут ли какие-либо изменения в будущем?

Перекос на город

Наша страна, по факту, закончила урбанизацию. Абсолютное большинство наших соотечественников проживает в городах. Уже сегодня заметно существенное влияние «здравого смысла», когда люди покупают велосипед не только «горный, как у всех», но больше под свои собственные нужны. А нужды горожанина — это катание по городу. Преимущественно по паркам, вдали от автотранспорта и бетонной духоты. Поэтому очевидно, что в ближайшие 5-10 лет количество городских велосипедов будет расти, но вряд ли их доля будет выше 20%.

Что есть городской велосипед? Оставив в покое размер колес, это обычно комфортная, более вертикальная посадка, удобное седло, ухватистые грипсы и умеренное количество передач (передний переключатель становится и вовсе не нужен — см. статью «Сила в простоте, или Почему меньше передач – лучше»). На городском велосипеде приветствуется багажник — возить небольшую поклажу. И, скорее всего, потихоньку будут отвоевывать пространство планетарные втулки, которые не требуют частого технического обслуживания. В итоге получается… типичный городской велосипед Центральной и Западной Европы!


Типичный европейский городской велосипед: комфортная посадка, большие колеса, багажник и очень скромный внешний вид.

А что в пампасах?

Рынок внедорожных велосипедов в России всегда будет приоритетным. Однако сегодня уже понятно, что самые-самые модели, обвешанные самым лучшим «железом» — уже в прошлом. Объясняется просто: падение благосостояние граждан очевидно, что бы на этот счет не говорили в правительстве. И нам с этим жить как минимум несколько лет. Поэтому нужно быть готовым к тому, что править бал станут эконом-модели. Для маунтинтбайка сейчас таковыми считаются все велосипеды с розничной стоимостью до 50 тыс. рублей.


В сегменте велосипедов для спорта и активного вида отдыха с ценой до 50 тыс. рублей до сих пор хорошее предложение. Один из образцов — оснащенный гидравлическими тормозами GREEN ZENITH всего за 36,7 тыс. рублей.

Что же касается внутренней насыщенности рынка МТВ велосипедами разных подклассов, то здесь не предвидится изменений. Короли дорог и направлений — классические маунтинбайки с многоскоростной трасмиссией и умеренно толстыми покрышками 2,0…2,35" на колесах формата 27,5" и 29". Однако нельзя обойти вниманием и сектор большеколесных велосипедов: несмотря на мизерные продажи, фэтбайки и «плюсовики» получают и будут получать все новых поклонников. Я сам владелец прогулочного велика с покрышками 27,5"х2,6", и могу сказать, что это очень интересный выход, если планируешь кататься вне дорог, по загородным направлениям.

А электро…?

Только в секторе начальных моделей стоимостью от 50 до 100 тыс. рублей. Увы, действительно классные электровелосипеды сильно дороже. Однако и за океаном, и в Европе это очевидный тренд, так что будем надеяться, мы тоже рано или поздно подсядем на «электрички».


Электровелосипеды, особенно внедорожные, очень интересный и перспективный вид. Увы, пока не у нас. Тем не менее, приличный e-bike можно купить и в России. Дорого.

Также будет интересно

Апгрейд, как много в этом слове. Как распространяется вирус кастомайзинга, стоит ли с ним бороться и когда это заболевание может быть опасным.